Общественная палата подготовит доклад о состоянии отрасли переработки отходов

Для составления объективной картины ОП РФ проведет мониторинг хода реформы отходоперерабатывающей отрасли с привлечением региональных ОП

Общественная палата РФ проведет мониторинг хода реформы отходоперерабатывающей отрасли, итогом которого станет аналитический доклад о состоянии и перспективах развития отходоперерабатывающей отрасли, а также содержащий анализ предложений, направленных на создание устойчивой системы управления отходами, ориентированной на формирование эффективной отходоперерабатывающей индустрии.

Указанный доклад планируется представить в конце 2017 года как подведение итогов Года экологии в России, было решено на онлайн-совещании ОП РФ с региональными палатами. Необходимость проведения мониторинга связана с выявлением недостоверности сведений в области обращения с отходами, что приводит к недополученным доходам в субъектах.

«Например, по данным Росстата, размер платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), поступившей за 2016 год за размещение отходов производства и потребления I-V классов опасности, составил 8 435 208 000 рублей. При этом согласно анализу, проведенному экспертами ОП РФ, плата за размещение только твердых коммунальных отходов (ТКО) за 2016 год должна была составить 21 818 403 054 рубля. Это говорит о том, что официальные данные Росстата существенно занижают возможный доход бюджета за НВОС, который должен был поступить, исходя из фактических объемов образования и размещения отходов», — рассказала председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева.

В 2016 году в каждом субъекте Российской Федерации необходимо было утвердить территориальные схемы обращения с отходами. По ее словам, анализ данных территориальных схем позволяет сделать вывод о том, что сегодня у регионов нет достоверной информации о количестве образующихся отходов, а также нет единого подхода к их учету. Анализ мониторинга будет проводиться по методике, которая была сделана для ЦФО, опросные листы для него разрабатываются.

Среди пунктов для заполнения: выполнение программ социально-экономического развития региона в части, касающейся ТКО на территории, наличие нормативно-правовых актов в области обращения с ТКО, стоимость услуг в сфере обращения с ТКО, наличие объектов размещения отходов (местонахождение объекта, вид, площадь, наличие и срок действия лицензии, планируемое развитие объекта), а также планы развития и технологические решения.

Мониторинг позволит понять, сколько в стране отходоперерабатывающих предприятий и как обстоят дела со вторичными ресурсами. Сбор данных от региональных общественных палат будет проходить в течение сентября-октября, ожидается, что доклад будет представлен в декабре 2017 года.

Еще одной темой онлайн-совещания стало формирование институтов и механизмов по противодействию гражданского общества экологическим спекуляциям. Член Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Феликс Панов подчеркнул, что часто игнорируются действительно серьезные экологические проблемы: лже-экоактивисты работают на точках, которые представляют именно политический или коммерческий интерес (большие мусорные свалки или крупные катастрофы).

«К сожалению, на сегодняшний день можно констатировать, что, несмотря на свою „гуманистическую направленность“, экология используется в качестве инструмента эффективного воздействия на общественное сознание, формируя у населения антагонизм к любым, в том числе и полезным государственным проектам и программам», — отметил Панов.

Так, например, в Челябинской области активисты движения «СТОП ГОК», четвертый год протестующие против строительства в районе Томинского ГОКа, постоянно озвучивают на своих митингах и в пикетах политические требования, привлекают к участию в митингах представителей «оппозиционных» партий и движений. При этом экологическая составляющая в работе движения крайне слабая.

По мнению члена ОП РФ, необходимо сделать акцент на работе профильных комиссий в региональных общественных палатах и призывать общественные экологические движения и население браться за тяжелые проблемы и решать их в режиме конструктивного диалога.

Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Игорь Честин согласился с Пановым и добавил, что Общественной палате нужно вмешиваться в подобные конфликты, но важно не навешивать ярлыки на ту или иную сторону, будь то бизнес, власть и или общество, а разбираться в ситуации.

«К сожалению, действующее законодательство, которое было сильно ослаблено за последние 10 лет, создало условия для того, чтобы люди выходили на улицы. У нас отсутствует экспертиза промышленных объектов, а она была единственным механизмом, который предполагал общественное обсуждение. Конфликтные ситуации будут продолжать возникать, поэтому в ОП РФ запланировано обсуждение вопроса об учете мнения граждан в принятии хозяйственных решений», — рассказал Игорь Честин.

 

Пресс-служба Общественной палаты РФ. Ссылка: https://oprf.ru/press/news/2017/newsitem/41535

 

Поделиться:


Все федеральные законы

1. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ

Определяет основные понятия, принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами.

2. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1520


Утверждает Правила создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров (далее — ЕГИС УОИТ), устанавливает оператора и заказчика ЕГИС УОИТ.

3. Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ

Вносит изменения в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ, вводит новое понятие «твердые коммунальные отходы» (ТКО) и правовое регулирование деятельности в области обращения с ТКО.

4. Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2016 г. N 881


Утверждает правила конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

5. Приказ Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792

Утверждает Порядок ведения государственного кадастра отходов.

6. Постановление Правительства РФ от 16 марта 2016 г. N 197

Утверждает требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

7. Постановление Правительства РФ от 22 сентября 2018 г. № 1130

«О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем»

8. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 269

«Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов»)

9. Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 № 424

«Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов»

10. Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 № 484

«О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами»

11.  Постановление Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133

«Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора»

12. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156

«Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641»

13. Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039

«Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра»

Узнать подробнее

Расскажем обо всех преимуществах системы. Оставьте свои контакты и мы свяжемся с Вами.

Заказать звонок

Отправьте нам заявку и наш специалист
свяжется с Вами в ближайщее время

Спасибо за заявку!